Главная » 2011 » Июль » 24 » Что такое казахский национализм?
03:58
Что такое казахский национализм?
Особое мнение

Наступивший 2006 год отличается "урожайностью" на исторические юбилейные даты: 550-летие со дня образования в 1456 году Казахского ханства, 90-летие национально-освободительного движения 1916 года, 20-летие Желтоксана-86 и 15-летие обретения Независимости Республикой Казахстан, провозглашенной в 1991 году. На современном политическом фоне все они объединены общей идеей, включающей в себя идеологию возрождения казахского народа, его национального самосознания и построения собственной государственности.

Что такое "казахский национализм?"
Стоит только лицам казахской национальности заявить публично о необходимости возрождения казахского духа, языка и Казахского государства, к ним автоматически липнет ярлык "националист" в самом его негативно-отрицательном восприятии. Так было со времени колонизации Казахии и продолжается в наши дни. При царизме карательные отряды усмиряли бунтовщиков, а голова Кенесары хана, десять лет возглавлявшего национально-освободительное восстание казахов, до сих пор пылится в подвалах Эрмитажа. В цепях рабства и мечтах о свободе провел жизнь великий Курмангазы, ныне его родные края с музеем-усыпальницей в Астраханской области отошли к российской территории. Не сносил головы и поэт-трибун, глашатай свободы Махамбет, который принес себя в жертву на алтарь борьбы за Независимость. Советская власть подвергла репрессиям цвет казахской интеллигенции – деятелей Алаш Орды, обвинив их в национализме, пантюркизме, панисламизме – Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Шокай, Халел Досмухамедов, Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин… За свой "национализм" патриот Бауржан Момышулы получил Звезду Героя Советского Союза посмертно, через полвека после великой Победы. В 50-60-е годы были обвинены в национализме и подвергнуты гонениям национал-патриоты: отстоявший пять целинных областей Жумабек Ташенов, боровшиеся против насильственной русификации и массового закрытия казахских школ Рахманкул Бердибай, Сырбай Мауленов и многие другие "националисты". Когда Никита Хрущев заявил, что ему всего за два "целинных" года удалось то, что царям не удалось сделать за двести лет, казахи заявили о своих правах на землю предков. Текст песни "Менин Казакстаным", которую в годы целинной экспансии создали 23-летний Жумекен Нажимеденов и 27-летний Шамши Калдаяков, и недавно ставшую государственным гимном, два года не публиковали в печати. Были претензии к автору текста: почему автор употребляет выражения "мой Казахстан", и слова "казах", "казахская земля". Известному поэту Жубану Молдагалиеву, получившему ярлык "националиста" еще в 50-е годы и выступившему перед Геннадием Колбиным в защиту "декабристов" в 1986 году, принадлежат написанные кровью сердца строки: "Я – казах, тысячу раз умиравший и воскресавший вновь..". А в 1986 году постановлением Политбюро ЦК ЦПСС весь казахский народ был обвинен в национализме. Под занавес развала СССР его первый и последний президент Михаил Горбачев потребовал отдать России те же пять целинных областей, который отстоял для своего народа и не отдал Н.Хрущеву председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР Ж.Ташенов, которого называли "цепным казахским барсом".

К сожалению, в эпоху суверенитета землю отобрали у народа без пушечных выстрелов. Как пишет известный этнограф-писатель, профессор Евразийского университета Акселеу Сейдимбек, "казахская земля всегда была исторической гарантией единства казахского народа и источником казахского национального патриотизма. Однако сегодня у нее появились новые хозяева, у нас появилась "земля Терещенко", "земля Машкевича", "земля Кулагина". В то же время потомки исконных хозяев казахской земли сейчас уже не могут с полным на то основанием произносить "мой Алатау", "моя Сары-Арка", "мой Алтай", "мой Атырау".
21 июн 2011 в 22:55|Редактировать


Сегодня, когда депутаты парламента Амангельды Айталы и Мухтар Шаханов поднимают те же вопросы полувековой, вековой, двухвековой и более давности - укрепления казахской государственности, казахского языка в качестве государственного или выступают за излечение от вирусов манкуртизма и космополитизма – то большинство их коллег и члены правительства в полном составе воспринимают их высказывания как популистско-националистические. Нынче быть в рядах радикальной оппозиции, требуя смещения легитимной власти и проповедовать оранжево-булыжную революцию, более почетное занятие, чем участие в "умоляющем" национал-патриотическом движении. Том самом, идеалы которого отражены в Каркаралинской петиции, летом 1905 года отправленной царю, под которой подписались 14500 человек. Казахи умоляли незамедлительно решить ряд жизненно важных вопросов для своего народа: аграрный вопрос, связанный с изъятием казахских земель в пользу русских переселенцев; прекращение русификации в области духовной культуры и др.

>Идеалы и идейная платформа современного казахского национал-патриотизма те же, что и в программных документах партии "Алаш Орда".
Как видим, сто лет прошли как один день, однако "казахский вопрос" по-прежнему стоит на повестке дня в суверенном Казахстане в 21 веке. Зато в истории за это время были голодный многомиллионный геноцид казахов, организованный Исаем Голощекиным, репрессии и гонения казахских лидеров и патриотов. Сегодня из-за тотальной русификации в годы советской власти два миллиона казахов не владеют родным языком. В то же время за полтора десятка лет независимости, несмотря на баснословные доходы от продажи стратегического сырья из подземных кладовых страны, в малонаселенной стране все еще не хватает казахских школ и детских садов. Историческая ответственность за судьбу казахского народа, государство которого милостью Всевышнего и Истории в третьем тысячелетии сохранилось на карте мира и занимает девятое место по территории, лежит на политической элите современного Казахстана. Но и низы не хотят быть безучастными к собственной судьбе, поэтому прошедшим летом в год 100-летия Каркаралинской петиции проявился всплеск национально-патриотического движения.
Таким образом, проблема не в казахском национализме, якобы могущем стать угрозой внутриполитической стабильности в Казахстане и "дружбе народов". Казахский национал-патриотизм, так же как и сто лет назад, имеет национально-демократический характер. Единственное законное требование: национальные казахские интересы должны соблюдаться неукоснительно. Независимость получили казахи, а не диаспоры, за плечами каждой из которых есть своя историческая родина. Очень важно, что казахский "зиялы каум" (духовная и культурная элита, национальная интеллигенция), казахские СМИ (редакции газет, радио, телеканалов) и пятимиллионная казахская зарубежная диаспора выступают за формирование новейшей казахской государственности по эгидой не искусственного "казахстанского народа", а казахской нации, включающей в себя всех сограждан независимо от этнической принадлежности. Немаловажен и тот факт, что национальная идея, официально не сформулированная за годы суверенитета для всего казахстанского народа, живет в сознании казахов в течение всей истории их этнической идентификации. Ее аспекты – поступательное развитие государствообразующего казахского народа, сохранение национального менталитета, исторической памяти и преемственности поколений, возрождение национального самосознания, строительство новейшей государственности в традициях Казахского ханства и приверженности канонам степной демократии, искони присущей казахской цивилизации.
И она, эта казахская национальная идея, ничем не отличается от идеи государственного национализма, исповедуемой французами во Франции, англичанами в Англии, русскими в России, китайцами в Китае и так далее, то есть во всем подлунном мире.



Причем, как это ни парадоксально звучит, государственный национализм не в меньшей мере присущ даже космополитическим "государствам эмигрантов", таким как США и Сингапур. А вот мнение доктора исторических наук, политолога Азимбая Гали: "В Казахстане на государственном уровне проявляется структурный, плановый, неромантический, мягкий национализм. Это международная норма, в одних государствах он жестче или мягче, у нас – наиболее мягкая форма на всем постсоветском пространстве".

Судьба нации, потомки и пророчества
Причины возникновения новой волны национал-патриотизма после десятилетнего перерыва связаны с его провоцированием со стороны бывшей метрополии и русскоязычной казахской политической элитой. То энергетик Анатолий Чубайс заявил о создании либеральной империи с центром в России. То философствующий имперщик Александр Дугин громогласно возвестил о "завершении эпохи суверенитетов" и создании Евразийского союза на новой имперской основе. То российский вице-премьер Виктор Христенко заявил о возрождении Союза ССР на основе ЕЭП и его наднациональных органов. А ушлый "журналюга" Виталий Третьяков через казахстанскую же Интернет газету "Навигатор" и вовсе ультиматум поставил казахстанскому президенту: "… или ты отдашь часть суверенитета, или у тебя отберут и объявят диктатором". А недавно редактор российского журнала "Финансы" Олег Анисимов объявил о создании союзного государства "Казахская Русь", что вернет российской империи 88 процентов бывшей территории. Местные идеологи выбросили в толпу на обсуждение идею создания "казахстанского народа" с торжественными похоронами "казахской нации". Дискуссия провалилась, все казахские газеты заняли отрицательную позицию, а русскоязычная пресса во главе с "Казахстанской правдой" восприняли идею на "ура". Ну а политический террорист и по совместительству вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский все 15 лет Независимости РК грозится загнать казахов обратно в кибитки и руками талибов расправиться с "националистами Средней Азии". Информационная безопасность суверенного Казахстана под большим вопросом из-за экспансии российских печатных СМИ. Мало того, русскоязычная казахстанская пресса открыто поддерживает идеи Дугина, Жириновского, Чубайса, предпочитая возвращение империи казахской государственности, о чем пишет в своей статье "Этноинформационное пространство Казахстана" Акселеу Сейдимбеков.
Народный писатель Мухтар Магуин в своем политическом эссе "Гибель нации. Трагические раздумья" ("Ултсыздану ураны") с большой тревогой пишет, что сегодня для казахов более опасна тенденция потери национального лица, чем казахский национализм. Об этом же предупреждал свой народ писатель-патриарх Габиден Мустафин еще четверть века назад.
На мой вопрос "Чем вызвана активизация общественного движения национал-патриотов и возникновение ряда новых объединений на этой идейной основе?" председатель движения "Халык дабылы"("Народный набат") Сабыржан Махмет ответил так: "То, что на пятнадцатом году Независимости по-прежнему остро стоит "казахский вопрос", является индикатором нерешенности идеологической составляющей государственной политики. В соседних центральноазиатских странах нет "узбекского, или туркменского, таджикского, кыргызского вопроса" и обществ защиты родного языка в качестве государственного. Сегодня, после почти трехвековой колонизации дух нашего народа оказался подавленным настолько, что мы даже знамя наших предков, знамя Абылай хана предали забвению. К примеру, новая Россия восстановила свой трехцветный флаг и имперский герб с двуглавым орлом и крестом Георгия Победоносца, то есть не отреклась от своей истории, сохранила преемственность русской государственности. А мы, казахи, заявляем, что строим многонациональное, многоконфессиональное государство, как будто нас не было своей исконной земли, своей истории, своей традиционной веры, своего Казахского ханства.


Наше национально-демократическое движение стоит на платформе просвещенного национал-патриотизма и является преемником идеологии Алаш Орды".
Великого Абылай хана, оставившего после себя восстановленное Казахское государство, терзали мысли о будущем земли, на защите которой он стоял много лет. Предания сохранили пророчество хана в отношении судьбы своих потомков (он оставил 30 сыновей и 40 дочерей от двенадцати жен): "Я – лев, мои сыновья – тигры, внуки станут не крупнее волков, а их дети – не страшнее собак". В наше время казахский народ находится в ожидании пробуждения, нового взлета своей судьбы, преодолевая манкуртизм, историческую амнезию. Национал-патриоты верят, что пробуждение от летаргического сна все же наступит, поэтому столетней давности лозунг "Проснись, казах!" все еще остается актуальным.

Гайнижамал Шекей.
Просмотров: 2159 | Добавил: Тюркист | Теги: Казахстан, национализм, Что такое казахский национализм? | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
1 Кунак  
0
Здравствуйте. Случайно забрел на ваш сайт тк захожу на сайт "Тюркист". Прочитал высказывания патриотически ориентированной части казахских ученых, историков о вековых чаяниях казахского народа. Но меня настораживает то что якобы вся 5-миллионная диаспора казахов , проживающая за рубежами(Китай, Монголия гл.образом) за создание не искуственного казахского народа, а за создание, формиррования казахской нации, включая и другие национальности. Это как понимать? Через местный плавильный котел? Как от имени всех зарубежных казахов может заявлять некий товарищ. Он что опрос проводил?.  Как бы он отнесся к тому что 5 миллионная диаспора нахраписто будит китаезироваться или монголизироваться. Уйгуры в Синьдзяне   уже давно разбавляются заселением китайцами. В Тибете то же самое. Было 5 миллионов казахов за бугром и нет их. Все стали китайцами , монголами. Сам я татарин, уроженец Туркменистана, учился в Казахстане, работал, прожил 10 лет, знал бегло казахский. 40 лет назад вернулся в Туркменистан. Ныне  проживаю в РФ.   Согласен на возрождение казахского языка, укрепления независимости, Казахской государственности кроме упомянутого всеобщего замеса всех наций в общем котле. 
Проживая в Казахстане при Союзе знакомился с историей казахского народа по материалам тех времен, и писанные под диктовку ЦККПСС Поняно , что это за материал. Больше , и противоположное я узнавал от пожилых людей. В местах, где я побывал я узнал о том что еще до ВОВ были татарские полноценные школы  с преподаванием по всем предметам на татарском. Я знал что в республиках ЦА татарские школы были. В моем городе в Туркменистане были 2 школы закрытые перед войной или в 1-й год военного времени. Сейчас этих школ нет нигде. История: при установлении Советской власти в Казахстане и ЦА ощутилась острая нехватка в педагогических кадрах. Было обращение в Казань помочь, конечно же через через центральную власть. Помощь была оказана. В национальных школах был значимый удельный вес из учителей татар. Обидно получается что мы остались без своих школ.  В Казахстане больше не был , но по слухам, эфиру есть кое-где убогие воскресные школы с приставлением в школе смотрящего из местного  учреждения по образованию.  Об этом могут сказать только деды и бабки преклонного возраста из казахов. 
Кто бы просветил кратко о положении татарского языка,школ.

Имя *:
Email *:
Код *: