Главная » 2011 » Сентябрь » 12 » У нас нет запасной родины! Мухтар Тайжан
20:21
У нас нет запасной родины! Мухтар Тайжан
Споры вокруг доктрины о национальном единстве не утихают до сих пор. Стороны никак не могут прийти к компромиссу: нужно ли держаться за свою национальность или же согласиться всем в одночасье стать единой нацией – «казахстанцы»? На фоне «внутренних» споров разгораются еще и нешуточные «внешние»: вступление Казахстана в Таможенный союз – благо или же это новый виток колонизации нашей республики северным соседом? Своим мнением по этим двум горячим темам со «Свободой Слова» поделился известный экономист и общественный деятель Мухтар ТАЙЖАН.
"Игра в одни ворота" Газета «Свобода слова»


- Мы стали свидетелем весьма необычного явления, – считает Тайжан. – Согласно имеющимся договоренностям между Казахстаном и Росссией, в скором времени на наших внешних границах будут стоять российские таможенники в качестве наблюдателей. Это уму не постижимо! Ни в одном таможенном союзе такого нет. К примеру, Греция не выставляет своих таможенников на польско-белорусской границе, потому что априори доверяет Польше. Доверяет тому, что Польша добросовестно будет отчислять таможенные поступления в общий бюджет Евросоюза.

А наши таможенники также будут стоять в качестве наблюдателей на внешних российских границах?

- Сомневаюсь. У России большая протяженность внешних границ. У нас столько таможенников не наберется, чтобы выставить их в качестве наблюдателей на каждый таможенный пост на российской границе.

То есть Казахстан России доверяет, а Россия нам нет?

-Получается так. Представители российской таможни объясняют свое желание присутствовать в качестве наблюдателей следующим образом: если будут воровать миллион долларов, то 890 тысяч долларов своруют из российского бюджета. Все мы знаем, что 89% взимаемых таможенных пошлин идут в российский бюджет. На долю Казахстана приходится всего 7,33%, а остальное – на долю Белоруссии. То есть россияне нам прямо говорят: это наши деньги и мы будем за ними следить. Я считаю, что это – новое присоединение Казахстана к России. Экономическое присоединение.

Давайте определимся: экономическое присоединение или же экономическая колонизация?

- Что такое колонизация? Это когда один партнер ущемляется за счет другого. У Казахстана на протяжении последних трех веков не было равноправных партнерских отношений с Россией. Мы и в царское время были колонией. По тем временам это была экономическая колонизация. Вспомните: рудники, лучшие пастбища, земли, силой отдавались русским переселенцам. Или, допустим, русские возводили повсеместно крепости. И когда казахские рода перекочевывали с одной стоянки на другую, им приходилось платить за пересечение территории, где находились русские крепости. Наши предки справедливо возмущались таким положением дел – ведь это земля тысячелетиями принадлежала нам. Еще одним доказательством отсутствия равноправных партнерских отношений была насильственная христианизация населения. Это все было!

Америка гастарбайтерская
Вы полагаете, что мы можем к этому вернуться?

- Сейчас другое время. Но я считаю, что нам объединение с Россией стратегически не выгодно. Мы большего можем добиться для всех наших граждан при самостоятельной, разумной экономической политики. Самостоятельной! Ведь если нет самостоятельности, то каким образом ты можешь улучшить свое благосостояние, если не ты сам принимаешь решения?! Я не буду говорить о том, что принесло нахождение Казахстана в составе Царской России, а затем и Советского Союза. Это всем известно. Но забывать об этом нельзя. Вспомните, сколько людей было умерщвлено во время коллективизации! Я не говорю, что это было сделано специально. Но из-за неразумной политики мы потеряли половину населения.

Наверное, не ошибусь, если предположу, что ни одна держава не сможет колонизировать другую страну, если в ней нет разобщенности, если ее граждане ощущают себя единым целым. У нас же принята Доктрина национального единства, а значит нам эта печальная участь не грозит…

- Когда доктрину только разрабатывали, власти приводили нам в пример Соединенные Штаты Америки. Говорили, что вот американцы – единая нация. Но я недавно вернулся из США, где провел целый месяц и могу вас заверить: то, что нам внушали – не соответствует действительности. Пока я там жил, я общался с разными людьми. Так вот, все они говорили об американцах в третьем лице. Ни один из моих собеседников не сказал: вот мы, американцы… Америка, на мой взгляд, это место проживания людей разных национальностей, гастарбайтеров, я бы сказал. Но общности меж ними нет. Они все живут общинами. Практически в каждом городе есть своя маленькая Италия, чайна-тауны, армянские районы. Такого перемешивания, какое нам здесь преподносят, там нет. В каждом такси висит флаг той страны, уроженцем которой является водитель. Я спросил одного таксиста: Если вы американец, зачем вам флаг другого государства? Он ответил: It’s my native, it’s my motherland. То есть каждый из них считает своей родиной ту страну, откуда приехали его предки. Они стараются обучить своих детей родному языку. Кстати, там люди стараются отправить своих детей на историческую родину. Я встретил кыргыза, который отправил свою дочь в Бишкек, чтобы она там росла и воспитывалась. Он говорит: Я не хочу чтобы моя дочь получила американское воспитание. В США защита прав детей соблюдается настолько рьяно, что родитель не может даже шлепнуть своего ребенка. Потому что соседи могут вызвать полицию. По телевизору в США крутят ролики, в которых говорят: «Если вас обижают родители, позвоните по такому-то номеру и мы их посадим». Дошло до того, что дети угрожают родителям тюрьмой. Поэтому люди не хотят, чтобы их дети воспитывались в таких условиях. Лев Николаевич Гумилев говорил, что национальность -это второй признак после полового. И это правильно. И весь мир так живет. Поэтому то, что мы записали в доктрине: «Казахстан является продолжением многовековой казахской государственности» – очень важно. И заявления некоторых наших высоких чиновников о том, что у казахов никогда не было своего государства, своих границ, у меня лично вызывают негодование и обиду.
Плохой и хороший человек

Почему вам обидно за такие речи?

- Потому что за такие заявления мы когда-то объявили Жириновского персоной нон-грата. А тут сами казахи заявляют такие вещи! Тогда продолжением какой многовековой государственности является Республика Казахстан? Что такое было тогда Казахское ханство? Тогда почему мы называем улицы именем Абылай-хана, почему ставим памятники Жанибеку и Керею? Кто они, если не было казахского государства? За что воевали Сырым и Кенесары? О чем говорили алашординцы? Такие заявления абсолютно недопустимы. Вы посмотрите на другие страны! Там, наоборот, пытаются придумать себе историю – что у них была когда-то такая-то государственность. А нам этого придумывать не нужно. Давайте вспомним, какие признаки присущи государственности согласно юридическим нормам. Во-первых, это территория. У нас она была. Во-вторых, верховная власть. У трех жузов были свои ханы, но был и верховный хан, которого поднимали на белой кошме. В-третьих, население. Оно же тоже было. И, в-четвертых, это признание государственности соседями. Мы же обменивались послами с Китаем, с Российским государством. То есть были межгосударственные взаимоотношения. Еще одним доказательством имевшейся у нас испокон веков государственности является мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи. В те времена всех видных людей степи везли хоронить именно в этот мавзолей. Там пантеон ханов, биев, султанов, батыров… – видные люди и с Северного и с Восточного и с Западного Казахстана. Если бы эта территория не чувствовала себя единым политическим организмом, был бы такой пантеон? Думаю, что нет! Если бы не было этого политического единого организма, то что тогда делал в 1723 году хан младшего жуза Абылхаир в Анракайском сражении? Что заставило его приехать сюда и защищать южные окраины казахского ханства, как не чувство того, что мы едины? Поэтому говорить, что у казахов не было собственных границ, государственности, – недопустимо. Нашему государству не 20 лет.

Но многовековая история не может служить оправданием для национализма…

- Национализм – это государствообразующее свойство. Если бы не было национализма, не было бы национальных государств. Национализм – понятие научное, и только у нас оно негативное. Это еще с советских времен пошло. Раньше как было: если казах говорит на русском языке, то он интернационалист, свой парень, хороший человек. Если же он говорит только на казахском языке, то он подозрительный тип, националист, плохой человек. Это нонсенс! Весь мир говорит на родном языке. Что плохого в том, что человек говорит на родном языке? Я считаю, что в контексте Казахстана националист – это гордое слово! Именно за национализм было репрессировано и расстреляно много людей, которым потом мы поставили памятники. Раз нам Бог эту землю дал и предками она нам оставлена, то мы должны ее сохранить как казахское государство. Иначе казахи нигде больше в мире не сохранятся. У нас нет другой – запасной – родины. Нужно просто создать национальное демократичное государство – с соблюдением прав граждан всех национальностей без исключения. Европа же так живет. Кто скажет, что европейские страны не являются демократичными? Но при этом они же национальные государства! Значит Европе можно так жить, а когда казахи начинают об этом говорить, нас сразу называют националистами. Где справедливость?!
Берик НУРБЕКОВ
Просмотров: 1741 | Добавил: Тюркист | Теги: Мухтар Тайжан, Казахстан, новости, Общественное движение, Тюрки, ОДТК, Интервью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: